Мерзімді баспасөз басылымдарының міндетті тегін даналарының электрондық архиві

You are here

Вопросы - Ответы к отчетной встрече Министра информации и общественного развития РК

Вопрос

Ответ

Автор

ВОПРОСЫ на сайт

1.  

Сейчас по телеканалам транслируются социальные ролики, кто отбирает темы социальных роликов, и как они будут доводиться до молодежи, которая не смотрит телевизор?

Тематика социальных реклам будет, в первую очередь, охватывать продвижение ценностей Программы «Рухани жаңғыру», которые являются универсальными для всего общества. Это сохранение национальной идентичности, своей культуры, культа знаний, прагматизм, открытость сознания, эволюционное развитие и конкурентоспособность.

Справочно: В соответствии с Законом РК, предусматривается продвижение следующих ценностей в обществе: духовных, нравственных, культурных, семейных, патриотизма, уважительного отношения к пожилым людям, инвалидам, здорового образа жизни, профилактика негативных социальных явлений, в том числе наркологической зависимости (наркомании, алкоголизма, табакокурения и другой), законопослушности, ценности правопорядка, благотворительности, спонсорства и меценатства, ценности жизни (безопасности дорожного движения, повышения бдительности граждан и др.), образования;

популяризацию экологических ценностей (охраны природы и животных, бережного отношения к окружающей среде, благоустройства городов);

информирование о социально значимых мероприятиях государственного, республиканского и региональных уровней, праздничных днях и памятных датах государственного и регионального значения.

Мы не устанавливаем ограничения в тематике. Будем учитывать все изменения в обществе и проявлять гибкость и адекватность в этом вопросе.

Правила отбора социальных роликов приняты недавно, поэтому говорить о количественных данных пока рано. Однако, забегая вперед, хотелось бы пояснить процедуру отбора. Министерство будет собирать соцролики и проводить первичную проверку на соблюдение требований законодательства. В первую очередь, недопустимость рекламных элементов в ролике.

В дальнейшем Независимая комиссия по вопросам развития телерадиовещания будет выбирать, какой социальный ролик и в каком порядке надо транслировать на обязательных телеканалах. Комиссия - это коллегиальный орган, в который входят депутаты Парламента, представители госорганов и гражданского общества, в том числе из творческой среды. Уверен, такой состав сможет обеспечить объективность и определить художественную ценность социальных роликов.

Кроме этого, государственные органы, в пределах сферы работы, будут направлять актуальные ролики для трансляции в СМИ.

Успех начинания определяет не способ передачи, а качественный и актуальный контент.

Сегодня в рамках Года молодежи проводится огромная работа по производству социальных роликов через грантовые соглашения с неправительственными организациями.

Мы ожидаем в ближайшее время производство 14 роликов на различные тематики: получение бесплатного образования, вопросы предпринимательства среди молодежи, сохранения экологии и многие другие актуальные тематики.

Если социальные ролики будут креативными, актуальными и с интересным контентом, уверен, что самые популярные блогеры с удовольствием будут размещать его у себя в пабликах, сториз и на страницах социальных сетей.

Нурлыбаев Асан Саятович

2.  

Планируется ли введение налоговых льгот для СМИ, если да, то когда и какие?

Планируется освободить субъектов СМИ от КПН до 2030 года. Определиться мы сможем после проведения финансово-экономического расчета, соответствующих согласований с министерствами экономики и финансов.

Сапарханова Жулдыз Мамраевна

3.  

Президент РК Токаев К.К. 2020 год объявил Годом волонтера.

Что вы можете предложить для стимулирования развития волонтерства в нашей стране?

Объявление 2020 года – Годом волонтера свидетельствует о поддержке и признании волонтерской деятельности. Это необходимый инструмент для развития гражданской активности на благо нашей страны.

Министерством разрабатывается комплекс мер для системного развития волонтерства в Казахстане. Предусмотрено внесение изменений в законодательство, в частности по учету волонтерской деятельности при поступлении в учебные заведения и трудоустройстве, по правовой защите волонтеров, страхованию и др.

Планируется разработка национальной методологии по оценке вклада волонтерской деятельности в социально экономическое развитие страны, включение ее в национальную статистическую отчетность.

Совместно с Министерством образования прорабатывается вопрос реализации проекта «Социальный студенческий ваучер». Ваучер планируется предоставлять студентам, осуществляющим социально направленную, общественно полезную деятельность (работа с лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, репетиторство, работа с несовершеннолетними детьми девиантного поведения, организация дворовых и спортивных клубов, социальная работа с престарелыми людьми).

Справочно: В проекте студентам ВУЗов будут предложены два вида ваучера:

1) на 20 часов деятельности в месяц с оплатой 20 тыс. тенге, с зачетом 2-х академических кредитов по согласованным дисциплинам.

2) на 50 часов деятельности в месяц с оплатой 50 тыс. тенге и с зачетом 5 академических кредитов по согласованным дисциплинам.

Для реализации проекта планируется разработать дополнительный модуль «Социальный студенческий ваучер» на онлайн-платформе волонтеров «Qazvolunteer.kz».

Онлайн-платформа волонтеров «Qazvolunteer.kz» создана с целью улучшения каналов взаимодействия волонтеров, координирования деятельности волонтеров и волонтерских организаций, осуществления информационной поддержки проектов, программ и акций и т.д.

Шахтамиров Ислам Бексеитович

4.  

На сегодняшний день сохранение семьи, укрепление семейных ценностей являются важной составляющей. Однако, как мы видим в Казахстане в среднем распадается каждая третья семья.

Даурен Аскербекович, скажите пожалуйста какие дополнительные меры принимает Министерство для укрепления института семьи?

По информации Комитета по статистике МНЭ РК, в 2018 году количество зарегистрированных разводов в республике составило 54 797 единиц, в 2017 году – 54 626, в 2016 – 51 993 единицы.

По данным Верховного суда по итогам 1-го квартала 2019 года наблюдается рост дел о расторжении брака -  18 503 (за аналогичный период 2018 года - 16 537 дел).

Причинами разводов называются трудности с жильем, денежные затруднения, несовместимость характеров, супружеская неверность, физическое насилие, игромания, алкогольная и наркотическая зависимость.

Изменения не только ценностных приоритетов казахстанской семьи, но и самой семьи, как социального института, зачастую происходит под давлением глобализации. Вместе с тем, как показывают результаты исследований (НИЦ «Молодежь», 2018 г.) в системе ценностей у молодежи на первом месте семья – 81,1%, здоровье – 52,8% и дружба – 27,7%. Наиболее важными условиями сохранения семьи молодые люди считают взаимоуважение – 83%, супружескую верность – 82,2%, терпение и понимание – 77,6%.

Министерством в рамках грантового финансирования ведётся работа по созданию Центров ресурсной поддержки семьи при семейных судах в 8 регионах страны (гг.Нур-Султане, Алматы, Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях) для оказания психологической и консультативной помощи супругам, инициирующим развод. С такими парами работают психологи и медиаторы с целью их примирения.

Отдельная разъяснительная работа проводится с молодыми парами на этапе регистрации брака с акцентом на семейное воспитание, разъяснение ценностей семьи и брака, важности воспитания ребенка в полной семье.

Также Министерством при подготовке Национального доклада «Казахстанские семьи-2019» будут проведены социсследования для более детального изучения проблемных вопросов (фиктивные разводы, снятие с прописки близких родственников и др.).

Нурзаева Гульдана Ботабаевна

5.  

Уважаемый Даурен Аскербекович, в настоящее время в век бурного развития информационных технологий происходит падение интереса населения к чтению книг, что приводит к угрозам потери культурной безопасности и состоятельности нации. Какие действия предпринимает Ваше Министерство в данном направлении?

В этом году в регионах будет впервые реализован проект Министерства по популяризации чтения (состоит из комплекса мероприятий: Читательский марафон среди населения в социальных сетях, выпуск социальных видеороликов по популяризации чтения, Чемпионат по чтению вслух, Общереспубликанский марафон «Мы читаем детям»).

Цель проекта: увеличение количества читающих граждан, продвижение творчества казахстанских писателей и поэтов, привлечение внимания к детской литературе.

Кроме того, в программе «Рухани жаңғыру», как вам известно, есть направление «Культ знания». Изначально, только человек с высоким уровнем образования сможет добиться успеха, подстраиваясь под меняющийся мир.

В плане нашего министерства имеется показатель в направлении модернизации общественного сознания – «доля граждан, читающих книги не менее 1 часа в день», который к 2021 году должен достигнуть 22%.

В данном направлении проводится работа как на республиканском, так и на региональном уровнях. Основной упор, конечно же, будет сделан на регионы. Ставшие популярные по всему миру «Book Dating» и «Bookcrossing», сегодня у нас тоже распространены. Также проводятся различные книжные фестивали и выставки, познавательные просветительские проекты и конкурсы.

 

Атыруаская область

 

6.

В случае вывода регионами госинформзаказа из-под действия законодательства о гос.закупках как будет обеспечиваться конкуренция поставщиков, прозрачность отбора СМИ?

Не получится ли, что СМИ, критикующие местные органы, просто не получат местный госинформзаказ.

Сегодня на республиканском уровне успешно реализовывается государственный информационный заказ.

В каждом регионе будет создаваться комиссии по развитию телерадиовещания, которые будут рассматривать заявки на размещение государственного информационного заказа.

Все субъекты СМИ будут иметь равные права для участия в конкурсах по реализации государственного заказа на региональном уровне.

ЗКО

 

 

7.

Не секрет, что представители СМИ в Казахстане не относятся ни к государственным, ни к гражданским служащим. В этой связи, будет ли в ближайшее время на законодательном уровне рассмотрен и решен вопрос о социальном и гражданском статусе журналистов?

Спасибо за Ваш вопрос. На сегодняшний день, Министерством прорабатывается вопрос по разработке проекта Закона о СМИ, в рамках которого будут учитываться соответствующие исследования и рекомендации международных организаций, в частности и Организации экономического сотрудничества и развития.

Акимат Алматинской области

8.

Ежегодно имеют место проблемы при проведении государственных закупок в сфере профилактики религиозного экстремизма и терроризма.

Так, помимо участия в конкурсе некомпетентных в этой сфере Поставщиков, имели место участия и представителей деструктивных религиозных течений.

К примеру, в 2017 году в открытых конкурсах по оказанию государственных услуг в сфере профилактики терроризма и религиозного экстремизма, принял участие и выиграл конкурс ИП «Zhuss», руководителем которого является активный лидер Кокшетауского салафитского жамагата.

Принятыми мерами, результаты указанных конкурсов отменены.

На протяжении 3-х лет не удается организовать профилактическую работу в социальных сетях, так как конкурсы путем максимального снижения ценовых предложений также выигрывают недобросовестные Поставщики, с которыми далее проводится длительный судебный процесс.

В этой связи, считаем целесообразным внесение изменений в Закон РК «О государственных закупках», в части касающейся проведения госзакупок в сфере профилактики религиозного экстремизма и терроризма, путем прямого заключения договора из одного источника.

Порядок проведения государственных закупок в РК регламентирован Законом РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V, этим же законом регламентированы основания для отказа в допуске недобросовестных участников государственных закупок, а именно пунктом статьи 12 Закона, и эти основания являются исчерпывающими.

Акмолинская область

9.

Хотелось бы отметить отдельные моменты, которые не позволяют организовать профилактическую работу на должном уровне.

К примеру, не во всех случаях удается систематизировать работу с приверженцами ДРТ, которые категорический отказываются от встреч не только с нашими теологами, но и со служителями культа в стенах мечетей.

Лица, с которыми теолог планирует провести встречу, зачастую отказываются принимать участие в беседах. Их негативное поведение обусловлено тем, что многие из последователей нетрадиционного ислама владеют юридической информацией и знают свои конституционные права. При встрече с теологами открыто высказывают свое недовольство, говоря, что «по закону мы не имеем право призывать их к ханафитскому мазхабу и матуридитскому вероубеждению (традиционному исламу)». Некоторые же угрожают теологам обращением в правоохранительные структуры, прокуратуру и аппарат Президента РК, ссылаясь на конституционное право следовать любой идеологии.

В результате теологи и специалисты УВП остаются одни с указанной проблемой.

В этой связи, в этом направлении имеется необходимость переработки единого механизма, позволяющего теологам беспрепятственно проводить профилактические работы. 

Хотелось бы отметить, что в соответствие со статьей 22 Конституции РК «Каждый имеет право на свободу совести», а также, согласно п. 6 ст. 3 Закона РК от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений.

Поэтому, как вы называете «приверженцы деструктивных религиозных течений» в целом правы в своих аргументах, т.к. от большинства из них не исходят какие-либо угрозы.

Но в то же время, насколько я знаю, есть отдельные граждане, которые состоят на учетах правоохранительных органов в связи с тем, что когда-то они попадали в поле их зрения в связи с совершением правонарушений.

В таком случае, для обеспечения безопасности граждан, необходимо вести соответствующую разъяснительную работу, чтобы они под ошибочными религиозными лозунгами не совершили каких-либо экстремистских действий.

Акмолинская область

10.

Трудоустройство выпускников. В Аккольском районе часть выпускников Агротехнического колледжа №10, получившие образование по техническим специальностям не могут трудоустроиться. Трудности с трудоустройством испытывает молодежь Зерендинского и Шортандинского районов. Одним из проблемных вопросов является низкая заработная плата молодых специалистов.

По данным акимата Акмолинскоой области выпускники Аккольского агротехнического колледжа №10 (2018 года выпуска), всего 114 выпускников из них 71 трудоустроены, что составляет 62,3 % от общего числа выпускников, занято 41 человек (продолжают обучение в ВУЗе, ТиПО, служба в армии, декретный отпуск), 2 человека не трудоустроены на данный момент ими поданы заявки в КГУ «Центр занятости Аккольского района» для трудоустройства.

В Зерендинском и Шортандинском районах для трудоустройства молодежи проводится активная работа, организуются ярмарки вакансий, ввод новых объектов малого и среднего предпринимательства с созданием рабочих мест для молодых людей.

Акиматами Бурабайского, Жаркаинского, Зерендинского, Шортандинского районов, проводится работа с субъектами предпринимательства районов о необходимости повышения заработной платы сотрудникам своих предприятий.

Акмолинская область

 

Дата мероприятия: 
Бейсенбі, 10 қазан, 2019

Мерзімді баспасөз басылымдарының міндетті тегін даналарының электрондық архиві

Мобильді нұсқа RSS Сайт картасы
яндекс.ћетрика