Мерзімді баспасөз басылымдарының міндетті тегін даналарының электрондық архиві

You are here

Тезисы выступления министра информации и коммуникаций Абаева Д.А. на заседании Правительства РК г. Астана, 20 декабря 2017 г.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Уважаемые коллеги!

В Послании народу Казахстана Глава государства поставил задачу по реализации Третьей модернизации, отметив необходимость кардинальных реформ, в том числе в сфере государственных услуг.

Министерству информации совместно с заинтересованными государственными органами поручено провести максимальную оптимизацию процессов оказания госуслуг, в том числе путем их перевода в электронный формат.

В этом ключе принципиальное значение имеет развитие портала электронного правительства и Государственной корпорации «Правительство для граждан».

И к настоящему времени из семисот сорока шести государственных услуг в «Правительство для граждан» передана 621 услуга, что составляет более 83%.

Данные услуги оказывают 349 фронт-офисов, в которых работают более 20 тысяч сотрудников, ежегодно предоставляя порядка 37 миллионов услуг.

Также посредством инфраструктуры электронного правительства доступны 452 государственные услуги, оказано более 192 млн. различных электронных услуг.

В то же время дальнейшее развитие возможно только при сплоченной работе всех государственных органов:

Во-первых, несмотря на достигнутые результаты, остаются актуальными проблемы, связанные с недостаточным уровнем открытости, клиентоориентированности и проактивности.

Так, например, госсорганы неохотно раскрывают информацию, которая может быть использована для создания востребованных продуктов.

Первым шагом решения этой задачи является реализация проекта «Услуга без справок» (Paper-free). Данный проект реализуется совместно с государственными органами (МЮ, МВД, МТСЗН, ГП) и направлен на отмену наиболее востребованных электронных справок и повышение взаимодействия между государственными органами.

Именно из-за низкой степени взаимодействия между государственными органами гражданами только за прошлый год заказано более 24 млн. электронных справок. Это составило более 65% всех оказанных через ЦОНы услуг.

Для решения этой проблемы на веб-портале электронного правительства в течение ближайших двух недель будет запущен специальный механизм получения персональных данных третьими лицами (банки, организации-работодатели и т.д.).

При этом гражданин посредством sms-уведомления должен дать свое разрешение. Этот механизм существенно снижает необходимость «походов» за справками и сокращает нагрузку на операционные залы ЦОНов.

В эти же сроки будет реализован проект по проактивному оказанию государственных услуг, связанных с рождением ребенка.

Помимо этого, совместно с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции были внесены изменения в Методику оценки эффективности организационного развития государственных органов.

Так, по направлению «Применение информационных технологий» предусматривается оценка по 3 критериям:

1)  информационные системы, используемые для оказании государственных услуг;

2)  информационные системы, используемые для автоматизации функций государственного органа;

3)  доля зарегистрированных информационных систем на архитектурном портале.

С учетом поручений Главы государства предлагается повысить ответственность первых руководителей государственных органов по данной оценке.

Кроме того, стоит вопрос использования внедренных информационных систем, в первую очередь руководителями государственных органов.

По итогам оценки за 2016 год до настоящего времени, 32% госслужащих не понимают функционал и интерфейс информационных систем. К примеру, более 10 лет используется система ЕСЭДО, тем не менее, на практике, большинство руководителей требуют предварительного внесения бумажной версии документов, что существенно влияет на скорость принятия решения, а также увеличивает нагрузку технического характера на госслужащих.

В стране накоплен большой объем данных, полученных в результате деятельности государственных органов.

Однако их неструктурированность создает информационный барьер, а иногда препятствуют процессам обмена информацией и управлению на основе этой информации. Систематизировать работу возможно на примере реализации проактивного принципа.

Помимо этого, прорабатывается вопрос по передаче в доверительное управление Госкорпорации некоторых ключевых информационных систем.

А именно, портала электронного правительства eGov, его мобильного приложения mGov, ИИС ЦОН, совместно с Министерством юстиции и Министерством сельского хозяйства – ГБД «Регистр недвижимости» и АИС «Государственный земельный кадастр».

Со стороны Министерства уже передана в доверительное управление Интегрированная информационная система для центров обслуживания населения - ИИС ЦОН.

Целью подобного тесного взаимодействия, развития Госкорпорации и портала электронного правительства является реализация принципа «Digital by default», предусматривающего планирование и последующее оказание государственных услуг исключительно в электронной форме, с расширением возможности самообслуживания.

Так, 20 ноября в Астане запущен первый Digital-ЦОН, в котором полностью автоматизировано получение государственных услуг.

Однако для повышения эффективности и востребованности реализуемых сервисов требуется провести обучение населения и широкое освещение проводимой работы.

При этом задачей работников Госкорпорации станет обучение и консультирование по цифровым навыкам.

Как известно, с 1 июля т.г. на портале электронного правительства внедрена возможность получения 30 электронных услуг без электронной цифровой подписи на основании одноразового SMS-пароля.

В их числе такие востребованные услуги, как получение адресной справки, справки о наличии недвижимого имущества, о наличии обременений, пенсионных отчислениях.

Если рассмотреть динамику после внедрения проекта, то количество обращений на ПОД (пункты общественного доступа) в среднем сократилось на 60 тыс. в месяц (всего получено через ПОД: в июле - октябре 2016 года – 2,2 млн., в июле - октябре 2017 года – 2 млн., разница 239,3 тыс.).

С учетом задач, поставленных Главой государства, увеличивается роль Межведомственной комиссии.

Практически еженедельно на данной площадке ведется работа со всеми госорганами. Рассмотрено 206 госуслуг, по которым разработано 37 соответствующих Дорожных карт, при этом акцент поставлен на электронное оказание госуслуг.

Принимаются меры по исключению альтернативности по услугам, оказываемым через Госкорпорацию либо веб-портал «Электронного правительства».

На сегодняшний день сохранение альтернативного оказания государственных услуг, особенно местными исполнительными органами, снижает эффективность реализации принципа «одного окна», сохраняет коррупционные риски, вызванные наличием прямого контакта с услугополучателем.

Кроме того, в рамках продвижения электронных услуг будет сокращаться альтернатива между услугами, оказываемыми через Госкорпорацию и веб-портал «Электронного правительства».

Вместе с тем, есть госуслуги, не подлежащие передаче в Госкорпорацию из-за своей специфики либо ухудшения условий их получения для граждан (к примеру, оказываются загранучреждениями, погранслужбой и т.д.)

Например:

-   регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Казахстан за рубежом (МИД);

-   выдача листа о временной нетрудоспособности с медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (МЗСР).

До конца т.г. по итогам работы МВК еще 48 услуг после внесения изменений в стандарты будут оказываться на безальтернативной основе только через Госкорпорацию.

В завершение своего доклада хотелось бы отметить, что 12 декабря утверждена государственная программа «Цифровой Казахстан», в которой предусмотрен ряд ключевых показателей, отражающих уровень цифровизации сферы госуслуг.

Это:

1. Увеличение доли государственных услуг, полученных в электронном виде, от общего объема государственных услуг с 25 до   80%;

2. Увеличение уровня цифровой грамотности населения до 83%;

3. Повышение уровня удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг до 84%;

4. Достижение 25-ой позиции в Индексе развития электронного правительства по рейтингу Организации объединенных наций.

Благодарю за внимание!

Дата мероприятия: 
Бейсенбі, 21 желтоқсан, 2017

Мерзімді баспасөз басылымдарының міндетті тегін даналарының электрондық архиві

Мобильді нұсқа RSS Сайт картасы